RSS

Внимание! Самопорезы. Несуицидальное самоповреждающее поведение

09:43 24.05.2019

Подростковый возраст характеризуется повышенной конфликтностью с учителями, сверстниками, родителями, проблемами в школе и семье.

Мало кто из подростков может адекватно на них реагировать и самостоятельно справиться с ними посредством увлечений, хобби, спортивных занятий. Вместо этого многие подростки демонстрируют аутодеструктивное поведение, имеющее разрушительный характер, отклоняющееся от общепринятых норм и приводящее к искажению восприятия действительности, снижению самокритичности, эмоциональным нарушениям. В современном мире деструктивное поведение все чаще и чаще находит свое проявление в образе жизни молодежи, в ее увлечениях, в субкультурах, пропагандирующих депрессивные мысли и идеализирующих смерть.

Многократно повысилось увлечение экстремальными видами спорта, такими, как паркур, бейсджампинг или зацепинг. Многие психологи говорят об отсутствии у современных детей подросткового возраста одних из главных инстинктов человека — инстинкта самосохранения и целостности тела.

Одним из таких проявлений разрушительного поведения является самоповреждение, как ответ на невозможность высказать негативные эмоции другим способом.

Аутоагрессия — поведение подростков, направленное на нанесение ран самому себе: расчесывание швов, родинок, ран, язв. Действия непрерывного и навязчивого характера, например, обкусывание до крови ногтей и губ, теребление мочек ушей, щипание и чесание кожи, вывихи пальцев, битье головой, ногой или кулаком о стены или мебель, самоизбиение. Уколы подручными средствами: гвоздями, проволокой, ручкой и т. д. Ожоги окурками сигарет или нагретыми на огне предметами. Первое проявление аутоагрессии приходится на возраст 12-13 лет.

Большинство родителей таких детей не замечают самоповреждений своего отпрыска в течение долгого периода времени. Поскольку те тщательно скрывают свои раны — носят одежду с длинным рукавом даже в летнее время и не посещают бассейн или баню, закрывают комнату, а при заходе взрослых в нее быстро одеваются.

С другой стороны, есть подростки, наоборот, демонстрирующие свои ранения с целью привлечь внимание окружающих. Порою только необходимость оказания медицинской помощи в случае инфицирования раны

или открывшегося кровотечения заставляет родителей узнать всю правду о своем ребенке.

В этом случае им надо проявить адекватные реакции на происходящее, хотя, конечно, это нелегко сделать, ведь мотив таких поступков им неизвестен и пугает возможность последующего суицида.

Однако, по данным психологов, подростки, прибегающие к аутоагрессии, не ставят своей конечной целью покончить жизнь самоубийством. Они просто не видят другого способа для сброса излишних эмоций, снятия напряжения от внешнего давления, поэтому прибегают к членовредительству как отвлекающему маневру. Таким образом, душевный дискомфорт заглушается физической болью.

Как реагировать родителям, как быть, что делать, а чего делать не стоит при аутоагрессии ребенка

Попытки запугать подростка последствиями такого поведения, взывать к его чувсту вины, стыда, совести, не просто не помогают, а обычно усугубляют ситуацию. Например, ребенок использует самопорезы, как доступный способ справиться с чувством злости, тревоги, вины. Родитель, обнаружив это, начинает обвинять (ты представляешь как я себя чувствую, из-за тебя вся семья мучается), запугивает (у тебя останутся шрамы, это же некрасиво, ты занесешь инфекцию). И это снова рождает чувство тревоги и вины и снова подростку необходим способ с ними совладать, потребность в привычных помогающих действиях появлется снова. Это становится похоже на замкнутый круг.

При возможности, конечно же надо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту за поддержкой, консультацией и сопровождением семьи.

Если такой возможности нет, первый вопрос на который вам стоит искать ответ, это не вопрос «Что делать?», а вопрос «Что происходит? Почему это происходит с нашим ребенком?»

Проанализируйте ваши отношения, есть ли в них возможность доверять, быть открытыми, принятым, есть ли традиции обращения за помощью и поддержкой, разговоры о том, что происходит в жизни ребенка и как он все это переживает? Делитесь ли вы сами своими событиями и переживаниями с сыном или дочкой?

Понаблюдайте за культурой эмоциональной компетентности в вашей семье. Как вы - родители выражаете и управляетесь со сложными чувствами ( гнев, обида, стыд, грусть, разочарование). Как ваш ребенок дает вам и другим знать, что он злится, расстроен, напуган и т.д.

Помогайте ему формировать правильное отношение к неудачам, оценкам, достижениям, красоте и собственной ценности.

Чувствует ли подросток себя любимым, важным, хорошим? Как вы даете ему про это знать?

Если в вашей семье произошли травматические события (утраты, болезни близких, развод, переезд и др.) подумайте, достаточно ли вы говорили об этом с ребенком, пережили ли вы это.

Берегите своих детей.


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати