RSS

Директора московских школ обсудили организацию профильного образования. Профильные классы - свобода выбора для московских семей

12.02.2015

Заседание Клуба директоров московских школ по теме «Профильное образование: школа-вуз-отрасль» прошло 11 февраля 2015 г. в московской гимназии № 1534. Члены Клуба, который провела заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Татьяна Васильева, поделились имеющимися наработками и результатами, обозначили проблемы и задачи на ближайшую перспективу.

«Сегодня существует потребность говорить о предпрофильной подготовке как о системе, однако, необходим пересмотр содержания таких курсов, зачастую узких, не совсем соответствующих требованиям рынкам труда и реалиям времени. Образовательное пространство сегодня должно формироваться всеми школами, например, в рамках межрайонных советов директоров, когда жителям предоставляются профили в школах и организовано сетевое взаимодействие, реализуются программы дополнительного образования», - обратилась к членам Клуба Татьяна Васильева.

И первые шаги в этом направлении уже сделаны: 1 сентября 2014 г. в ряде московских школ были открыты математические и кадетские классы. В следующем учебном году планируется открытие инженерных и медицинских классов. При этом обучение по этим профилям не будет узконаправленным: в рамках инженерного образования ребята будут осваивать азы биоинженерии, агроинженерии, а в медицинских классах, помимо химии и биологии, - лечебное дело и прикладные курсы.

Профильное образование – это социальный заказ московских семей, а выбор учеником профиля в школе – это важный аспект его социализации и возможность определиться с будущей профессией еще в школе, что тоже является важным результатом. Такие перспективы открываются для обучающихся в больших школах, а также в рамках сетевого образования. Имеющаяся материально-техническая база позволяет говорить и о полноценной поддержке школами дистанционного образования. Профильное образование при этом должно строиться во взаимодействии с вузами и отраслями с учетом городского заказа.

О своих наработках в сфере предпрофильной подготовки рассказал директор лицея № 1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана Сергей Граськин. По его словам, с момента основания лицея в 1989 г. усилия педагогов были направлены на формирование у учеников «хотения» пойти в технический вуз. В 2014 г. из 340 выпускников 203 поступили в МГТУ им.Н.Э.Баумана, остальные ребята – в другие технические вузы. Тесное взаимодействие с МГТУ позволяет давать ученикам знания для широкого спектра профессий.

Высокие результаты, которые демонстрируют выпускники лицея, обусловлены использованием передовых педагогических технологий, специальных методических материалов, подготовкой и подбором высококвалифицированных кадров. Помимо этого, для учащихся 10-11 классов предусмотрена лекционно-семинарская форма занятий, практикумы и индивидуальные консультации, классы делятся на подгруппы, объединяются в потоки. Система контроля качества знаний включает модульно-рейтинговую систему оценки знаний, проведение семестровых контрольных работ, зачетных недель, переводных экзаменов в 8 и 10 классах и пр. В урочной и внеурочной деятельности, на курсах дополнительного образования, при подготовке к олимпиадам задействуется как собственная база, так и ресурсы МГТУ им Н.Э.Баумана.

Кроме того, город поддерживает и финансирует программы дополнительного образования лицея и государственные работы, повышение квалификации педагогов. Одной из актуальных задач Сергей Граськин видит привлечение и подготовку молодых кадров, в частности, сегодня достаточно трудно найти квалифицированных учителей физики и математики.

Выступление о профильном обучении в гимназии № 1534 директор Ольга Шейнина начала с рассказа о своих выдающихся выпускниках, среди которых известный инженер, исследователь, астрофизик.

Расширение содержания программы и физико-математическая профилизация начинается в гимназии с 7 класса. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности – это кружки по техническому конструированию, экспериментальной физике, астрономии; сложная система непрерывной проектной деятельности; выездные профильные практики; интеллектуальный лагерь. Практически все ребята поступают в технические вузы.

Об опыте конвергентного естественнонаучного образования рассказал директор лицея № 1568 Виктор Кулешов. По его мнению, профильная подготовка будет эффективной только в случае построения цепочки «лицей-вуз-отрасль», которая предполагает высокую концентрацию материальных и интеллектуальных ресурсов. Кроме того, конечно, необходимо использовать все существующие инструменты профильного обучения: единство урочной и внеурочной деятельности; практикумы, курсы по выбору учащихся; исследовательские работы; работу в лабораториях вузов; экскурсии на предприятия, вузы и мн.др.

Директор многопрофильного технического лицея № 1501 Наталия Рахимова рассказала о медицинском и естественнонаучном направлениях в своем учебном заведении, где также хорошо развиты физико-математическое, техническое, лингвистическое направления. Она отметила, что обучение по программе «школа-вуз» ведется в лицее уже 25 лет, они сотрудничают с такими вузами, как МГТУ Станкин, МАДИ, МГТУ им.Н.Э.Баумана, МГМСУ. Изучение ребятами химии и биологии ведется на углубленном уровне по индивидуальным планам, им также предлагаются курсы по выбору: латынь, первая медицинская помощь, анатомия. Кроме того, ребята работают над индивидуальными проектами. В планах лицея – открытие собственной клиники.

Подводя итоги заседания Клуба директоров, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Татьяна Васильева сказала: «Нельзя говорить об отдельных профилях. Конвергенция заставит нас объединиться, как бы трудно не было. Просто математика – это общий инструмент, как и английский язык, и сегодня требуется присоединять к ним биологию, химию, информатику. При этом весь спектр профилей можно создать на базе межрайонных советов школ».

К значимым задачам в сфере развития профильного образования в школе Татьяна Васильева отнесла подготовку и переквалификацию педагогов; построение эффективного взаимодействия с вузами; разработку программ для старшей школы в соответствии со стандартом; формирование консолидированных позиций школ при реализации общегородских проектов.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати